Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности / Дипломатический ежегодник - 2002. Сборник статей. Колл. авторов. - М.: Научная книга. 2003. С.233-248.

***

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
СУБЪЕКТОВ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В.Е.Лепский

(Профессор Дипломатической академии МИД России)

1. Информационно-психологические угрозы XXI века

В связи с бурными темпами развития информационной среды расширяются возможности скрытых информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также психические состояния людей. Сегодня сформировались благоприятные условия “безнаказанного” использования современных психотехнологий в интересах отдельных лиц, группировок и государств для решения своих задач в ущерб интересам других субъектов мирового сообщества. Эта тенденция отчетливо проявляется, например, в эволюции форм терроризма, в которых все большее значение приобретает информационно-психологическая составляющая.

Негативные информационно-психологические воздействия это, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия.

Информационно-психологические воздействия имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с другими видами воздействий, используемыми для оказания влияния на субъектов международной деятельности:

Указанные особенности информационно-психологических воздействий дают основания полагать, что они могут стать наиболее распространенным и опасным оружием в XXI веке.

Субъекты дипломатической деятельности всегда были приоритетными “мишенями” информационно-психологических войн и операций, что позволило сформировать в дипломатических службах достаточно высокую культуру вскрытия и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий.

Однако сегодня ситуация принципиально изменилась и прежних подходов и методов обеспечения информационно-психологической безопасности явно недостаточно.

Во-первых, при принятии внешнеполитических решений необходим прогноз и учет последствий негативных информационно-психологических воздействий не только на субъектов дипломатической деятельности, но и на других субъектов России (личность, общество, государство) [Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России //Информационное общество. 1999. N3. С.47-51.]. Как показывает анализ технологий ведения “холодной войны”, основные “мишени” информационно-психологических воздействий были связаны со структурами общественного сознания россиян.

Во-вторых, высокий профессионализм (прежде всего психологический) организаторов современных информационно-психологических операций, требует участия не менее квалифицированных команд специалистов на обороняющейся стороне. Известно, что недостаточная эффективность для России отдельных крупномасштабных переговоров была связана с недооценкой роли команд поддержки в вопросах использования психотехнологий в организации переговорных процессов, в результате чего личностные особенности и интересы (не обязательно финансовые) отдельных участников оказывали доминирующее влияние на результаты переговоров и наносили ущерб национальным интересам.

В-третьих, появление новых форм и средств “скрытого” воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, требует организации специального мониторинга информационной среды. К такого рода воздействиям могут быть отнесены: психосемантические, подпороговые, электромагнитные, акустические и другие виды воздействий.

В-четвертых, отсутствие психологических механизмов защиты от манипулятивных воздействий у всех слоев населения. О чем свидетельствуют успех финансовых пирамид; успех политических партий, у которых отсутствовали разумные программы, но были деньги на PR; широкое распространение культовых организаций (тоталитарных религиозных сект, образовательных организаций и др.), превращающих людей в роботов и др.

В-пятых, отсутствие действенных государственных и общественных механизмов прогнозирования, выявления и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий и ликвидации их последствий.

Сложность ситуации определяется также рядом факторов связанных с происходящими в настоящее время в России процессами преобразования в социальной, духовной, политической и экономической жизни. К факторам, усиливающим угрозы негативных информационно-психологических воздействий, относятся:

Политические факторы:

Социально-экономические факторы:

Духовные факторы:

Кроме того, как показал опыт разработки концептуальных документов и законопроектов в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, отечественная наука не в полной мере подготовлена для комплексного научного обеспечения проблем информационно-психологической безопасности. Как следствие фрагментарный подход: либо сведение проблематики к частным аспектам (например, к психическому здоровью), либо - к контролю за использованием отдельных методов воздействия (например, психофизические неосознаваемые воздействия).

В данной статье предпринята попытка сделать очередной шаг на пути создания комплексного подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.

2. Макро подход к проблеме обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности

Проблема оказалась намного сложней, чем это представлялось на начальных этапах ее постановки [Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности //Проблемы информационно-психологической безопасности/Под ред. А.В.Брушлинский и В.Е.Лепский. М.: Институт психологии РАН, 1996. С.7-11]. Применительно к Российской Федерации, а также к субъектам дипломатической деятельности она не может быть корректно сформулирована без определения стратегии развития России, без разработки соответствующих моделей цивилизационного развития, адекватных моделей развития культуры, и соответствующих им моделей человека, общества и государства. Мы должны определить ориентиры развития и уметь “вычислять” текущие координаты и расстояние, отделяющее нас от ориентиров развития. Проблемы безопасности нельзя отделить от проблем развития. Только при совместном их рассмотрении можно пытаться корректно ставить задачи выделения негативных информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и массовое сознание, включая в рассмотрение весь спектр “мишеней”, от индивидуальных до общественных. Только тогда мы сможем корректно в рамках правового поля отвечать на вопрос о негативности тех или иных информационно-психологических воздействий, проводя оценку, куда они нас подталкивают к ориентирам развития или от них. К сожалению, сегодня как в законодательной ветви власти, так и в исполнительной проблемы безопасности (в частности, информационной) рассматриваются, как правило, в отрыве от проблем развития.

Это не вина отдельных лиц, отвечающих за решение этих проблем, а наша беда. Мы не создали научно-методического обеспечения и не подготовили кадры для системной постановки и решения проблем социальной инженерии, рассматривающей в неразрывной связи проблемы безопасности и развития в масштабах России.

Можно уверенно утверждать, что отечественная наука не сталкивалась еще со столь сложными междисциплинарными проблемами, в которых ведущую роль должны выполнять представители гуманитарных областей знаний. Речь идет о разработке новых высоких гуманитарных технологий. Россия имеет шанс стать мировым лидером в данном направлении и сформировать выгодный для себя сегмент в системе рыночных отношений. Кто сегодня возьмется за постановку и решение такой проблемы, возможно превышающей сложность “ядерного проекта”? Пока не ясно. Необходима хорошая организация усилий ученых РАН, вузовской и отраслевой науки. Сегодня в России отсутствуют адекватные проблеме организационные формы (в СССР они были, высокозатратные, но работоспособные). Создать их можно [Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. №1, том 2, 2002. С.5-23].

Не дожидаясь, когда Россия придет к осознанию жизненно важной необходимости рассмотренного Проекта, рассмотрим упрощенный вариант подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности.

3. Вариант упрощенного подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности

Информационно-психологическая безопасность субъектов дипломатической деятельности есть состояние защищенности от негативных информационно-психологических воздействий субъектов дипломатической деятельности (организаций, групп, индивидов), субъектов, вовлеченных реально (потенциально) в дипломатическую деятельность (партнеры, эксперты и др.), а также информации и информационных потоков, обеспечивающих дипломатическую деятельность.

Негативные информационно-психологические воздействия - это:

К основным задачам обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности относятся:

Основные объекты обеспечения информационно-психологической безопасности. Рассмотрение информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности, включенных в систему многообразных социальных отношений и информационно-коммуникативных взаимодействий, предполагает вычленение относительно самостоятельных элементов, специфичность функционирования которых определяет необходимость выделения их в качестве основных объектов защиты от угроз информационно-психологического характера.

Выделим некоторые типы объектов обеспечения информационно-психологической безопасности дипломатической деятельности:

Информационно-психологическая безопасность перечисленных объектов создает условия защиты от ряда негативных информационно-психологических воздействий, находящихся вне поля зрения традиционных подходов к обеспечению информационной безопасности.

К возможным последствиям негативных воздействий на объекты информационно-психологической безопасности относятся:

Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает организацию разнообразных защитных мер, среди которых:

Каждое из этих направлений предполагает реализацию соответствующих мер нормативно-правового, организационного, научно-методического, материально-технического и другого характера.

Необходимо создать целостную систему информационно-психологической безопасности субъекта дипломатической деятельности, которая должна стать составной частью общей системы безопасности, представляющую собой совокупность структурных элементов согласованно осуществляющих деятельность по обеспечению информационно-психологической безопасности на основе единых правовых и других нормативных документов.

Основными функциями Системы обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности являются:

Компетенция основных элементов системы защиты от угроз информационно-психологической безопасности должна определяться федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Масштабность, сложность и разнообразие перечисленных функций требуют создания иерархической организационной структуры, обеспечивающей координацию деятельности всех составляющих системы ИПБ субъекта дипломатической деятельности.

4. Первоочередные задачи

Необходимость совершенствования системы обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов дипломатической деятельности, требует безотлагательного решения следующих первоочередных задач:

Решение первоочередных задач позволит последовательно и целенаправленно формировать у субъектов дипломатической деятельности систему саморегулирующихся механизмов достижения и поддержания достаточного уровня информационно-психологической безопасности, что является необходимым условием устойчивого функционирования и развития субъектов дипломатической деятельности и Российской Федерации в целом.

На страницу "Библиотека"