Лепский В.Е. Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России // Рефлексивные процессы и управление. Том1, №1, 2001. С.6-33.

___________________________________________________________________________

НАУЧНОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
РЕФЛЕКСИВНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Материалы Круглого стола 5 марта 2001 г.
Институт психологии РАН

Круглый стол ознаменовал рождение нового Междисциплинарного ежемесячного семинара “Рефлексивные процессы и управление”, о работе которого мы постоянно будем информировать читателей. Инициатором Круглого стола выступила редколлегия нашего журнала. В работе приняли участие более 70 исследователей (психологи, философы, социологи, политологи, математики, управленцы и др.). Приводим сокращенный вариант отдельных выступлений. Ждем предложений по улучшению работы семинара и других форм научно-практической активности.

Лепский В.Е. (Институт психологии РАН) Проблематика исследования рефлексивных процессов является стратегически важной как для развития науки так и для решения широкого круга практических задач. В научном плане основные ее направления связаны со сменой доминанты каузального подхода на доминанту телеологического подхода, с междисциплинарной интеграцией при построении новых способов и средств моделирования и методологической поддержки разного рода социальных субъектов и образований, с созданием новых парадигм интеграции разнородных знаний и др.

В практическом плане основные направления исследования рефлексивных процессов связаны с преодолением “бессубъектности” в системах социального управления и развития, с разработкой принципиально новых технологий систем поддержки субъектов деятельности (индивидуальных и групповых), со сменой доминанты “знаний” в образовании на доминанту развития рефлексивных способностей и др.

Широкое развертывание этих исследований в значительной степени связано с разработкой В.А.Лефевром оригинальных идей, которые рождались в связи с потребностями больших проектов в военной сфере.

Требовалось создать средства междисциплинарных исследований при моделировании различного рода конфликтов, найти инвариантные средства их моделирования. Главная заслуга Лефевра в том, что он вывел понятие рефлексии из философии, тогда во многом сводившейся к идеологии, в общесистемное междисциплинарное поле, что было связано, прежде всего, с введением понятия “рефлексивная система”.

Возник рефлексивный подход, а создаваемые им средства проходили апробацию в научных дискуссиях, экспериментальных и практических работах. Научная среда того времени пыталась отторгнуть многие идеи В.А.Лефевра. Причина заключалась в гегемонии естественнонаучного подхода к организации управления сложными системами. В основе традиционных технологий лежал функциональный подход, в частности, на нем базировалось “исследование операций”. В основу же идей Лефевра был положен структурно-функциональный подход.

Сегодня ситуация принципиально изменилась. Четко осознан кризис традиционных подходов к проектированию и управлению сложными (прежде всего социальными) системами. На передний план выходят конкретные субъекты со своими субъективными мирами, которые необходимо поддерживать в гармонии с использованием нормативных представлений и моделей. В частности и поэтому сегодня настало время рефлексивного подхода.

Говоря о роли рефлексивного подхода в психологии, которая в последние годы резко возросла, подчеркну, что этому в первую очередь способствует развитие субъектно-деятельностного подхода. Нельзя не отметить громадной роли работ С.Л.Рубинштейна и ведущей ориентации Института психологии РАН (А.В.Брушлинский и др.) на развитие субъектно-деятельностного подхода.

Можно привести много примеров повышения роли рефлексивного подхода в интеграции гуманитарных и естественных наук, в частности это синергетика – одно из современных и перспективных направлений интеграции наук (С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий и др.); новые идеи и технологии организации совместной деятельности гуманитариев и “математиков”; визуальная поддержка рефлексивных процессов в деятельности математиков (А.А.Зенкин); автологическое моделирование сложных систем (Ю.П.Шанкин); синтез разнородных знаний в процедурах логического вывода (Д.А.Поспелов, В.К.Финн, Т.А.Таран) и др.

Хочу сказать несколько слов о “прорывных направлениях” в использовании рефлексивного подхода на практике: это, в первую очередь проблематика поддержки управленческой деятельности в условиях компьютеризации (субъектно-ориентированная концепция В.Е.Лепского, работы В.И. Максимова, Э.Г.Григорьева, И.П.Беляева и др.); в сфере обеспечения образования (это школа В.В.Давыдова; работы В.В.Рубцова и И.Н.Семенова; школы последователей Г.П.Щедровицкого и др.).

В последние годы все активнее начинает использоваться рефлексивная терминология и средства рефлексивного анализа в психотерапевтической работе (В.А.Петровский, В.М.Розин и др.); экологической психологии (В.И.Панов и др.); информационной (информационно-психологической) безопасности – вскрытие негативов политического PR, тоталитарных сект, СМИ и др. (В.Е.Лепский, А.М.Степанов и др.). Проблематика управления обществом и его развитием характеризуется резким увеличением удельного веса рефлексивного подхода в создании новых моделей стратегического управления и групповой работы (организационно-деятельностные игры – Г.П.Щедровицкий и его последователи; стратегическое мышление и управление – О.С.Анисимов; стратегические конгрессы – В.Е. Лепский, А.Н.Райков) и др.

Представительство ученых самого разного профиля на нашем круглом столе является одним из подтверждений достоверности выдвинутых мною положений.

Брушлинский А.В. (Институт психологии РАН) Я прежде всего с позиции психологии, а отчасти философии, опираясь на наши теоретические и экспериментальные исследования, хотел бы рассказать о некоторых аспектах рассматриваемой проблемы: рефлексии, рефлексивных процессах, управлении и т.д. В.Е.Лепский отметил во вступительном слове, что существует много научных школ и направлений, которые с разных сторон изучают, анализируют, рассматривают, критикуют, принимают проблему рефлексии, рефлексивных процессов и связанную с этим проблему управления.

В психологии проблема рефлексии неразрывно связана с проблемой сознания, то есть рефлексия выступает как один из важнейших уровней сознания, в определенной степени это – высший уровень развития сознания. И в этом качестве рефлексия в разных трактовках широко распространена в психотерапии, и зарубежной и отечественной.

Что касается собственно психологических и философских направлений, то здесь я бы отметил в первую очередь субъектно-деятельностную теорию, о которой кратко упоминал В.Е.Лепский. Это – концепция идущая от С.Л.Рубинштейна, его учеников и последователей. Г.П.Щедровицкий и многочисленные его последователи претендовали на особую научную дисциплину, но он не считал себя чистым психологом, а больше был логиком, методологом.

Специально в психологии много продолжает делать И.Н.Семенов и его сотрудники, ну и много других. Большое место проблематика рефлексии занимает в работах В.В.Давыдова, его сотрудников и вообще в трудах Психологического института РАО.

Одной из важнейших тем, если не важнейшей, для Института психологии является психология субъекта. С моей точки зрения субъект – это высший уровень активности, целостности, автономности. Субъектом не рождаются, им становятся. Каждый человек или группа людей может стать субъектом, рано или поздно и все человечество – путем формирования общечеловеческих интересов, целей задач и т.д.

Высшим уровнем активности субъекта является деятельность. И сам субъект, и деятельность невозможны без сознания, без рефлексии поэтому здесь все неразрывно взаимосвязано. На примере, в первую очередь, познания, психологии мышления в частности, особенно четко разработаны два аспекта: личностный аспект мышления и процессуальный аспект мышления.

Личностный подход – это одна из сторон субъектного подхода.

Личностный аспект – это самое главное, что есть в человеке, это мотивация, это его способности, в частности умственные, а раз есть мотивация, то нужно обращаться и к целям. И вообще вся проблематика сознания, то есть мышления как деятельности, мышления в личностном аспекте, характеризуются мотивацией, способностями рефлексией и т.д.

Личностный аспект мышления в основном осуществляется на уровне сознания, не полностью, но в основном, и в первую очередь на уровне рефлексии. Например, цель всегда осознана, и поэтому здесь рефлексия играет решающую роль. В отличие от личностного аспекта процессуальный аспект в основном осуществляется на бессознательном уровне. Я это подчеркиваю потому, что где есть сознание, в первую очередь рефлексия, там везде есть и бессознательное. У животных нет сознания, нет рефлексии, потому нет и бессознательного.

У животных просто психика. Когда рождается человеческий младенец, то у него проявляются сначала простейшие психические проявления и затем они дифференцируются на сознание, в частности на рефлексию и на бессознательное. Где есть сознание, есть и бессознательное, поэтому, где рефлексия – там и бессознательное. И наоборот где есть бессознательное, там есть рефлексия и сознание в целом. Вот эта парная категория – сознание, и в частности рефлексия, с одной стороны, и бессознательное, с другой стороны – вот это очень важно для того, чтобы правильно понимать и субъекта, и его деятельность.

А поскольку мышление есть неразрывное единство сознательного и бессознательного, то здесь на уровне бессознательного большую роль играет интуиция. Я специально это подчеркиваю, потому что, к сожалению, в ряде работ по рефлексии очень сильно преувеличивается роль рефлексии и недооценивается роль интуиции и вообще бессознательного. А если говорить более общо, то недооценивается роль деятельности, потому что если нет деятельности, то нет и мало-мальски развитой рефлексии и вообще сознания.

Проблему интуиции мы специально изучали в совместной экспериментальной работе с аспиранткой Сенгузиевой. Там мы специально раскрыли, каким образом реально – в процессе сознательного и бессознательного – возникает и развивается рефлексия. Яркий и известный вариант – это когда по ходу процесса решения какой-либо мыслительной задачи испытуемые приходят к какому-то важному для них открытию открывают какие-то новые свойства познаваемых объектов, но не могут обосновать, доказать, насколько правильно или неправильно их выявление нового свойства или аспекта познаваемого объекта.

После этого начинает разворачиваться, в первую очередь с помощью рефлексии, процесс доказательства, обоснования, аргументации.

То есть само это открытие осуществляется на уровне интуиции, на уровне в значительной степени бессознательного, хотя оно и связано и с сознанием, конечно, а потом в полный голос включается рефлексия которая минимально была выражена на прежних этапах. Этот самый классический и яркий вариант раскрыт в эксперименте по части взаимодействия сознательного, в частности рефлексии, с одной стороны и интуиции – с другой.

Интересна и проблема искусственного интеллекта, в области которого достигнуты огромные результаты (шахматный компьютер обыграл Гарри Каспарова). В Интернете был опубликован текст Каспарова, в котором он раскрывал причины проигрыша компьютеру. И Каспаров сказал, что мышление живого человека в ходе шахматного матча отличается исключительной гибкостью, подвижностью, изменчивостью (это и есть процессуальность, потому что процесс мышления – это процесс, а это значит предельно гибкий, предельно подвижный предельно пластичный, а программа, которая закладывается в новейший компьютер, не обладает такой степенью гибкости, как мышление живого человека, поэтому эта программа менее подвижна), поэтому он как раз и учитывал эту недостаточную гибкость, пластичность искусственного интеллекта. Поэтому, когда в самый решающий момент компьютер неожиданно сыграл не так, как предусматривал Каспаров то он предполагает, что к компьютеру тайно подключились живые, реальные шахматисты и вывели машину на новый уровень игры. В этом Каспаров видит причину своего проигрыша, правильно раскрывая соотношение искусственного интеллекта и живого субъекта.

То есть мне представляются одинаково нежелательными обе крайности: с одной стороны, – недооценка рефлексии; сам факт существования нашего семинара доказывает, что нельзя недооценивать рефлексию.

Вместе с тем нельзя впадать в противоположную крайность – переоценивать рефлексию, то есть не учитывать роль интуиции, роль подсознательного, и в первую очередь роль деятельности субъекта. С учетом этих обеих крайностей мы сможем очень плодотворно разрабатывать проблематику рефлексивных исследований дальше.

Панов В.И. (Психологический институт РАО) Первое, что хотелось бы отметить: рефлексия, по крайней мере по работам нашего института, различается как принцип познания и как принцип развития. Второе. Рефлексия всегда предполагает расщепление, разотождествление себя с самим собой. Причем это такое расщепление, которое позволяет построить отношение к себе как к другому и тем самым создать иную форму своего бытия как иную форму самоосуществления неких универсальных принципов, например мышления, носителем которых я являюсь как субъект рефлексивного акта.

Где в нашем институте рефлексия применяется как метод анализа и в каких предметно-психологических областях? То, что способ мышления, это понятно. И здесь известна позиция Менчинской с эмпирическим типом обобщения и В.В.Давыдова с теоретическим типом обобщения. Не все и не всегда отдают себе отчет, что Давыдов сделал на самом деле более сложную вещь, не просто изменил предметность содержания обучения, а ввел в качестве предметного содержания мышление по теоретическому типу обобщения.

Этого мало, чтобы это действительно “сработало”. Сам метод присвоения восприятия и присвоения этого содержания должен включать в себя принцип рефлексии именно как принцип развития. Именно поэтому у Давыдова сразу же, изначально, как метод обучения используются групповые формы обучения, когда класс делится на группы по четыре, пять человек, как образующие субъекта совместного действия, и через это создается ситуация присвоения уже субъектности индивидуальной. Более того, этот принцип совместно-разделенной деятельности как необходимое условие усвоения диалектического способа мышления или же способа понимания происхождения вещей и знаний, подлежащих восприятию в школе, доминирует не только в микрогруппах, он проявляется в группах, которые между собой вступают в диалог.

Здесь уже принципиально меняется позиция педагога – он не может работать в субъект-объектной схеме традиционного обучения, когда по определению обучение – это трансляция культурно-исторических способов человеческой деятельности от одного человека к другому, от одного поколения к другому и т.д. Это не передача, трансляция готовых знаний от одного менее активного субъекта к другому , который принимает эти знания в той мере, в которой он может их принять или не принять. Учитель уже не как субъект-ретранслятор, а учитель как субъект, который организует совместно-разделенную деятельность между учащимися и между собой и учащимся. И отсюда получается что тогда уже тип взаимодействия должен быть субъект-субъектным как уже было сказано, там где есть субъекты – там начинает проявляться рефлексия.

Педагогу надо расщепить ситуацию социально-познавательного взаимодействия с тем, чтобы отследить то, что подлежит восприятию – усвоению, и то, посредством чего это восприятие может быть осуществлено. Но, оказывается, мало этого. Обычно говорят: “у нас личностно ориентированное обучение, у нас субъект-субъектный тип взаимодействия”. Банальный пример, который был у нас в институте на подготовительных курсах по русской литературе. Педагог очень романтично и возвышенно рассказывает о Куприне, об одном из его произведений, в котором герой достает платочек возлюбленной дамы как он его гладит, как он его нюхает, весь в этих переживаниях, так романтично, так прекрасно. Из середины аудитории Вася Петров (его действительно зовут Вася Петров) говорит, как принято у современной молодежи, не вставая: “Ольга Васильевна, ведь это фетишизм!” В общем-то, вот вам рефлексия. Вот вам рефлексивная ситуация. Но! Субъект-субъектный принцип здесь реализован? Да, реализован. А педагогическая цель достигнута? Нет, не достигнута! Потому что оказывается, помимо субъект-субъектного типа взаимодействия и субъект-объектного, есть также объект-объектный, потому что есть учителя-манипуляторы.

Позволю привести анекдот. Когда профессору надоело читать перед студентами одну и ту же лекцию, он принес диктофон и сказал: “Вот тут я уже записал себя, послушайте”, – а сам вышел. Когда он пришел на следующую лекцию, он увидел пустую аудиторию, но на каждом месте студента находился диктофон. Вот объект-объектный тип обучения.

Мало поэтому объект-объектного, субъект-объектного, субъектсубъектного типов взаимодействия, необходим еще субъект-порождающий тип. Очевидно, по Давыдову, потому, что нужно не просто взаимодействие между субъектами, нужно чтобы в межсубъектности образовалось совместное действие совместного субъекта. Команда, футбольная команда, президента команда, получается тот самый пример.

Предметом или объектом применения этого рефлексивного подхода в Психологическом институте РАО прежде всего стали психологические основания обучения и здесь выстроена логика – традиционное обучение, развивающее учение, когда содержание обучения превращается из цели обучения в средство развития способностей учиться или еще что-либо делать. Теперь мы пошли дальше: появляется понятие развивающего образования, как не просто передача способа, не просто создание ситуации взаимодействия, а создание условий для проявления творческой природы развития психики, в том числе через образовательные ситуации. Это тоже особая форма работы.

Следующий блок, применительно к которому использован рефлексивный подход, – экологическая психология, то есть рефлексия как принцип интеграции на основе выявления неких общих оснований.

Она сама включает в себя направления психологической экологии, психологию окружающей среды, экстремальную психологию, психологию экологического сознания. Этот блок, по сути, нами систематизирован и интегрирован с точки зрения человек-среда, среда социальная и природная. И здесь опять выстраивается та же самая линия – в зависимости от типа объект-объектный, субъект-объектный, субъект-субъектный субъект-порождающей мы имеем различный предмет экологической психологии.

Модно говорить “Вернадский”, “ноосфера”, и прочее. Но что такое ноосфера? Если в прямом переводе – сфера разума. Ноосфера – это метафора для обозначения определенного взаимодействия между человеком как субъектом и планетой – как кем? Объектом, субъектом? Или же это действительно особая форма психической реальности? Но тогда нужно выставить определенные методологические основания позволяющие поставить и проанализировать эту проблему. Оказывается это тоже можно в определенной рефлексивной процедуре, о чем на конференции по экологический психологии год назад говорилось. Еще один блок – одаренность как проявленная или непроявленная данность; как редуцированная к процессу, к способности, к творческой активности или же как становящаяся свойством психики. Сразу нужен еще один блок, который требует анализа исходных оснований полагания не только одаренности, но и полагания психики как объекта и предмета исследования. И тогда мы выходим на самый мощный, самый главный блок анализа с использованием рефлексивного подхода – определение психики как объекта и предмета исследований.

Если мы обратимся к различным областям психологии, то психика как реальность предстает в качестве объекта исследования в виде процессов, чаще всего в виде познавательных, реже эмоциональных личностных, даже духовного становления, но это процессы. Ее же можно представлять как состояния – посттравматические или экстремальные, функциональные и прочие, интегрирующие в системную неразделенную единицу все эти разные процессы разных сфер психики.

Еще одна ипостась психической реальности – сознание: политическое экологическое, личностное, и прочее. Но, ведь это же разные формы проявления психики как явления, очевидно единого по своей природе. Как тогда можно выстроить вот эти исходные методологические основания для определения психики как единого явления по своей природе, но проявляющего себя в таких вот разных ипостасях?

Смолян Г.Л. (Институт системного анализа РАН) У меня иное видение заслуг В.А.Лефевра, чем у В.Е.Лепского. Поэтому я назвал свое выступление “Субъективные заметки на полях ненаписанной истории рефлексивного движения”, ибо я не очень пониманию, что такое рефлексивное движение, и принимаю этот термин условно. Я начну свое выступление с афоризмов Ницше, а в конце обращусь к Талмуду.

Афоризм первый. “Что такое оригинальность? – увидеть то, чему еще нет имени, то, что еще и назвать нельзя, хотя оно лежит у всех на виду. Люди обыкновенно замечают вещь лишь тогда, когда знают ее имя. Оригиналы же, как правило, относятся к числу тех, кто дает вещам имена”.

Афоризм второй. “Чем больше знаков изобретает человек, тем глубже становится его самосознание”. В.А.Лефевр и Г.П.Щедровицкий оказались настоящими оригиналами, в смысле Ницше, поскольку назвали вещи, до них не названные: рефлексивные процессы, рефлексивные структуры, рефлексивные системы. Ради объективности стоит заметить, что Щедровицкий сделал это после Лефевра, когда искал выход из тупиков, разрабатываемой им содержательной логики.

Щедровицкий пользовался собственным графическим языком для описания рефлексивных процессов в контексте мышления как целого и пояснял преимущественно свою методологическую позицию. Лефевр сконструировал язык описания единичных объектов и действий над ними (рефлексивные игры, рефлексивное управление) хотя и называл эти объекты, чтобы удобно включать их в контекст управления или игры, субъектами. Он был в большой степени, как ни странно это звучит, носителем не психологического, а кибернетического мышления с его понятиями черного ящика, системы, управления функции, модели и т.п. Оба они замечательно рисовали человечков в квадратиках, овалах и кружочках, правда, у Лефевра человечки выглядели динамичнее.

Получив имена, фрагменты знаний становятся, по выражению Де Боно, замороженными и неприкосновенными, и мы вынуждены рассматривать мир, построенный из имен, как из кирпичиков, которые нужно взломать и исследовать, чтобы облегчить понимание целого.

Лефевр в конце 60-х годов в работах по логике рефлексивных игр и рефлексивному управлению нашел вполне изящный способ “взламывания и исследования” рефлексивных структур. Он придумал очень простой аппарат их формального представления и изображения, показал достаточно широкие области приложений именно этих представлений и изображений.

Помимо удобных и вполне тривиальных заимствований, например из исследования операций для обозначения действий субъектов, реализующих рефлексивный процесс, Лефевр нашел способ более точного представления сути этого процесса – посредством ряда установленных друг против друга зеркал. Таким образом, он продемонстрировал объективную необходимость не только в именовании новых “рефлексивных” понятий, но и в их изображениях. Далее все пошло своим чередом: в зависимости от частоты употребления этих понятий в некоторой вполне конкретной социальной группе, в полном соответствии с законом Ципфа, начал складываться профессиональный язык современного рефлексивного движения.

Изобразительный язык, предложенный Лефевром, оказался хорошо приспособленным для пояснений алгебраических многочленов, в виде которых записывался рефлексивный процесс или операции над рефлексивными структурами. Но не только. Он позволил упростить сам процесс познания рефлексивных процессов и систем, не упрощая их самих, в полном соответствии с принципом Эшби: “создание моделей – это освобождение системы от лишней информации”. Представив рефлексивное взаимодействие структур как изначально бессубъектное Лефевр открыл предельно широкие возможности наполнения рефлексивных моделей любой, уже “нелишней” для решения практических задач информацией. Это наполнение самим В.Лефевром было фундаментально осуществлено много позже, когда он обратился к психологическим и моральным категориям.

Говорят, что есть живая и вполне успешная практика реализации рефлексивных моделей поведения, например, в следственной практике, в пиаровских акциях или в планировании военных операций подтверждающая их эвристическую силу и практическую ценность.

Может быть, так, а может быть, и нет. Главное не в этом, а в принципиальной возможности, уточняя и обрабатывая детали, надстраивать рефлексивные многочлены и первичные изображения. Это созвучно мысли Делеза: “Что-либо обозначая, мы исходим из того, что смысл понят, что он уже налицо”. Именно смысл предписывает обозначения.

Вряд ли Лефевр был знаком с Делезом, но эта идея была замечательно реализована в алгебре рефлексивных структур и соответствующих графических метафорах.

В заключение приведу некоторые соображения, высказанные мною на прошлогоднем октябрьском симпозиуме по рефлексивному управлению. Речь пойдет о В.А.Лефевре и Дж.Соросе. Когда Лефевр делал первую попытку описать онтологию рефлексивных процессов он ограничил себя рамками исследования конфликтующих структур.

Корни этой онтологии рефлексии легко усматриваются в исходном Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России представлении “об исследовании систем, сравнимых с исследователем по совершенству”. В ситуациях, описываемых посредством рефлексивных моделей, исследовательские действия людей влияют на исследуемый объект, изменяя его поведение. Для объяснения такого влияния у Лефевра не было необходимости прибегать к каким-либо содержательным информационным представлениям. Эти представления появились позже в схемах рефлексивного управления.

Дж.Сорос не читал Владимира Лефевра, по его словам, он исходил из попперовской концепции несовершенного понимания. Ощущая себя удачливым финансистом, чтобы компенсировать (прежде всего, для себя) эту несовершенность, Сорос представлял себе системы, принимающие решения, как системы с двойной обратной связью. Свойство таких систем осуществлять действия, влияющие на понимание, Сорос не слишком задумываясь, назвал рефлексивностью и применил это свойство для описания поведения экономических агентов. Как и раннему Лефевру, Соросу не потребовалось какого-либо обращения к информации, циркулирующей в системе или отображающей внутренний мир человека. “С одной стороны, – пишет он в “Алхимии финансов” – участники стремятся понять ситуацию, в которой они участвуют; с другой стороны, их понимание служит основой для принятия решений которые влияют на ход событий. Эти две роли интерферируют друг с другом”. Вот, собственно, и вся его интерпретация несовершенного понимания. И хотя Дж.Сорос делает вид, что его мало интересуют другие реальности, кроме мышления и действий, он все же, когда переходит к иллюстрациям, говорит о ситуациях неопределенности и обращается к информационному описанию ситуации, считая, что агенты экономического поведения выигрывают лишь тогда, когда обладают релевантной информацией.

Простое сравнение исходных пунктов понимания природы рефлексивных процессов у Лефевра и Сороса показывает: несмотря на различные ключевые слова, они отталкиваются от одного и того же – опыта исследования объектов, обладающих свойством рефлексии.

В дальнейшем, однако, их пути существенно расходятся. Лефевр пошел намного дальше приемов рефлексивного управления, основывающихся на передаче информации. Он пришел к неинформационному обоснованию рефлексивной природы морального выбора, найдя для нее наполненное смыслом обозначение. Сорос остался на уровне первоначальных информационных представлений, хотя и продвинулся в описании движущих сил экономического поведения – предпочтений и привычек участников.

Любые попытки осмыслить значение рефлексивной проблематики в научной или культурной жизни нашей страны (и США, наверное тоже) неразрывно связаны с именем Владимира Александровича Лефевра. Однако я вряд ли злоупотребил бы столь частым его упоминанием – просто, так сложилась в моем понимании история рефлексивного движения.

Теперь из Талмуда: “Текст того, что изучается, забывается. Но процесс учебы очищает сам по себе”.

Даже если Владимир Лепский напечатает этот текст, он все равно забудется. Но этот Круглый стол выполнит очищающую функцию.

Еще два слова, Я бы не хотел, чтобы рефлексивное движение стало синонимом всего антитехнологичного и претендовало бы на роль новой научной идеологии “спасения России”.

Петровский В.А. (Российская Академия образования) Наиболее острая дискуссия завязалась по вопросу использования формальных средств для описания рефлексивных процессов (В.А.Петровский, В.М.Розин, О.С.Анисимов, В.Е. Лепский и др.). В частности, обсуждению подвергалась проблема возможностей, ограничений и расширений языка многочленов, предложенного В.А.Лефевром. Отдельные аспекты этой дискуссии представлены в данном номере журнала (см. статью В.А.Петровского и комментарий В.М.Розина и В.Е.Лепского).

Меня поражает, что рассуждая о личности, общении, сознании самосознании и даже самой рефлексии, многие исследователи до сих пор изъясняются так, будто бы теории В.А.Лефевра не существовало вовсе. Необходима, и мне кажется это совершенно очевидным, популяризация идей рефлексивной теории. С другой стороны, необходима логико-семиотическая проработка деталей теории.

Я бы выделил здесь две проблемы. Первая – это проблема конгруэнтности символического и текстового (словесного) рядов рефлексивных построений. Есть по сути три языка рефлексивной теории Лефевра.

Это формальный язык: язык символов, логико-математически определенных отношений между ними, далее – тешащий нас метаязык, и наконец, язык как бы промежуточный. В последнем случае речь идет о языке, допускающем формализацию, “взывающем” к ней, однако в этом плане еще не состоявшемся. Такой язык находится “между” языком формальной теории и метаязыком. Стремление формализовать всё и вся, требуя совпадения промежуточного и формального языка было бы, разумеется, проявлением методологической паранойи. Но иногда, мне кажется, ощутим всё же избыток промежуточного языка (мы называем его языком “маргинальным”), и это может затруднить понимание основного, формального языка. При этом популяризация теории, как это случилось с идеями гениального создателя транзактного анализа Э.Берна, может привести к сверхупрощениям и оказаться Научное и социокультурное значение рефлексивного движения в России 18 разрушительной. Я имею в виду, в частности, уточнения способов символического описания состояния рефлексивной системы и операторов осознания в связи с различением картины реальности с позиции внешнего наблюдателя и наблюдателя внутреннего. Моя мысль состоит в том, что до сих пор не достигнута должная конгруэнтность между символами, которые используются в записях, и текстовым сопровождением этих символов.

Вот что пишет Лефевр в своей работе “Конфликтующие структуры”: “…Пусть мы имеем два члена Tx и Txy. Персонаж Y может иметь как адекватное отражение Tx, так и принципиально неадекватное.

Символика регистрирует лишь факт “существования” такого члена во внутреннем мире персонажа Y. Поэтому при употреблении символики необходим специальный комментарий (выделено мной – В.П.), характеризующий степень адекватности с позиции внешнего исследователя” (с. 15). Естественно, возникает вопрос: а если попробовать обойтись без специального комментария, например, за счет введения дополнительных операций, – как это сделано в моей статье, представленной в данном номере журнала. Рождающаяся при этом запись более сложна но позволяет более точно, без сопутствующих комментариев, освещать устройство внутреннего мира Х и, в частности, позволяет отобразить существование одного наблюдателя во внутреннем мире другого.

И вторая проблема – осознать и символически зафиксировать особый онтологический статус того, что Лефевр называет “состоянием рефлексивной системы”. Возьмем самый простой случай – состояние рефлексивной системы Т + Тх . Что означает это выражение с точки зрения философской? На мой взгляд, эта запись соответствует тому что может быть названо единством мысли и мыслимого, созерцания и созерцаемого, переживания и переживаемого. Словом, если говорить обобщенно, это единство субъективного и объективного.

Какая же философская категория могла бы напомнить здесь нам о себе? Мне представляется – это гегелевская Идея, то есть единство понятия и объективности (единство понятийного отражения и отражаемого, пульсация переходов между реальностью и картиной реальности).

Подобная интерпретация лефевровских конструкций могла бы быть вполне эвристичной для психологии “Я”. Если в рамках предлагаемой трактовки взглянуть на Я, то Я есть идея себя, свойственная индивиду, или, что то же самое, – индивид саморефлексии. Можно словесно а можно и графически маркировать сказанное. В данном случае речь идет о том индивиде, который может быть описан как субъект, объект и носитель рефлексивного акта (обобщенно, как источник рефлексии) и наряду с этим – как результат, образ и достояние рефлексии (обобщенно, как содержание рефлексии).

Возникает такой вопрос: “А существует ли знак, который бы эксплицировал динамическое единство объективного и субъективного аспектов Я ?” Такой знак есть (мы говорим о нем “живой знак”) – кубик Неккера (он буквально на наших глазах как бы движется, “выворачивается наизнанку”: дальние, “заслоненные”, стороны кубика то выступают на передний план, то вновь отступают). Объективное и субъективное, символизируемое сторонами кубика, меняются местами. Кубик Неккера таким образом, мог бы заместить знак “+” в выражении Т + Тх .

В заключение, возвращаясь к нашему тезису о том, что настоятельно необходима не только популяризация, но и детализация идей рефлексивной теории, я хотел бы отметить: Лефевр открыл (сконструировал) совершенно особый язык, позволяющий прояснить и осмыслить то, что чаще всего спрятано под спудом слов. Поэтому мне кажется, мало сказать о его теории “вклад в науку” (хотя это, несомненно, так). Речь доподлинно идет о вкладе в культуру, ибо Лефевр предложил образец того, как человек, человечество могут осознать себя, свое собственное индивидуальное и коллективное cogito. Но развитие теории Лефевра – это не только ее всё более широкое распространение (метафора “розы ветров” казалась бы нам здесь вполне уместной), но и проработка ее формальных аспектов, развитие самого языка теории.

Ведь если мы не достигнем должной конгруэнтности текстового и символического рядов, популяризация идей рефлексивной теории, в противовес детализации, может обернуться большими потерями, чем приобретениями. Теория Лефевра этого явно не заслуживает. Итак необходим поиск новых семиотических форм.

Розин В.М. (Институт философии РАН) Сначала я хотел бы обратить внимание, что рефлексия формируется в контексте методологического подхода. В этом смысле интересно взглянуть на историю России. Еще в конце прошлого века Латышев, обсуждая проблемы методики математики говорил о необходимости рефлексии мышления, чтобы разрешить проблему сворачивания большого объема знаний, подлежащих усвоению.

Мы знаем блестящую школу историографии Петрушевского, она так и называлась “методологической”. Можно указать и на работы Л.С.Выготского: реализуя методологический подход в психологии, он обсуждает рефлексию. Наконец, в наше время – это московский методологический кружок (см. статью В.М.Розина в данном номере журнала). За счет чего при этом извлекались новые ходы мысли? За счет позиции, как бы сказал Михаил Бахтин, “вненаходимости”. Когда я делал доклад – мне возражали, я вынужден был учитывать различные точки зрения моих оппонентов, которые видели материал совершенно по-другому.

Так вот, при отсутствии правил мышления, реагируя на возражения оппонентов и обосновывая свои построения мысли, я вынужден был сам формулировать ходы и правила движения мысли. В результате постепенно выстраивалась новая логика, которая была связана с отдельной мыследеятельностной работой, особым типом коммуникаций.

Вторая ситуация. Изучение мышления как деятельности приводило к тому, что происходило своеобразное оборачивание, то есть знания о мышлении, выработанные в ходе его исследования, использовались как гипотезы о строении исторических типов мышления и наоборот. Причем, опять же задним числом, это оправдывалось и понималось как рефлексия мыслительной деятельности. Повторю это результаты исследования тех форм мышления, которые выделялись в истории, использовались методологами для нормирования собственной работы, и наоборот когда находились новые способы самоорганизации мышления, они затем переносились на исторические образцы мышления людей. Вот такое переворачивание прошлого в настоящее и настоящего в прошлое тоже понималось как особая рефлексивная работа.

Третий тип рефлексивной работы представляет собой особый тип дедукции. Есть классические работы Г.П.Щедровицкого, где он разворачивает схемы деятельности за счет рефлексии. Задается клеточка деятельности, затем механизмы рефлексии и организации деятельности что позволяет вводить разные позиции (практика, методиста-ученого методиста-педагога), виды знания, структуры коммуникации. По сути, это тип дедуктивного теоретического мышления. Хочу обратить внимание что это опять таки совершенно другой тип работы, но осознавался он как рефлексия. Еще одна ситуация была обусловлена описанием конкретных типов деятельности, что тоже понималось как рефлексия.

Что же получается? Рассмотренный здесь материал показывает, что нет рефлексии как одной реальности. Мы привыкли говорить о рефлексии как об акте. Так она и изображается на схемах в виде круговой стрелки или табло. Но я хочу обратить внимание, что говоря о рефлексии мы имеем дело с совершенно разными ситуациями. В данном случае первая ситуация была связана с необходимостью конституировать новые способы изучения мышления; вторая – с переносом в историю знаний, полученных в ходе самоорганизации методологов, и наоборот исторических знаний о мышлении в современную ситуацию самоорганизации мышления; третья связана с проведением теоретической дедукции, с использованием понятия рефлексии; четвертая – это описание конкретных видов деятельности.

Таким образом, хотя мы говорим о рефлексии вообще, но реально имеем дело с совершенно разными ситуации рефлексивной деятельности. А что же здесь тогда общего? Общее в том, что, как правило при этом всегда присутствует отображение деятельности – своей или чужой. Например, мы начинали с изучения мышления, которое трактовалось как деятельность. В контексте рефлексии разные типы работы затем сворачиваются и осознаются как описания деятельности, изучение деятельности, отображение деятельности и т.д. Однако вероятно, необходимо различать два разных момента. Одно дело – та реальная задача и структура рефлексивной деятельности, которая разворачивается. Эта деятельность каждый раз разная, она привязана вот к этим конкретным ситуациям. Совершенно другое – когда каждый раз мы отображаем эту структуру особым образом, а именно используем идею деятельности и ее отображение. Наконец, есть и третий момент, очень важный. Как правило, во всех этих ситуациях присутствует установка или на развитие или на продуктивное мышление. Обратите внимание, понятие рефлексии во многом связано с этими установками, причем не обязательно только на развитие, не реже и на продуктивное мышление. Действительно, в тех четырех ситуациях, о которых я говорил выше, речь о развитии шла только в третьем случае, когда обсуждалась рефлексия как тип дедукции, в остальных случаях можно говорить о продуктивном мышлении, которое позволяет получить новообразования, но различные, поскольку решаются разные задачи.

И последнее. А что имеется в виду под отображением деятельности? Во первых, это особый тип коммуникации. Так, когда мы изучали рефлексию и за счет этого конституировали способы изучения мышления очень важно было то, что участники семинара находились в разных позициях, обладали разным видением, могли возражать, предъявлять контрпримеры. В такой коллективной работе, которая представляет собой уникальный процесс, где имеют место позиции “вненаходимости” существует возможность выставлять аргументы “против”, предъявлять контрпримеры или принципиально другие способы решения, формируется рефлексивная позиция.

Второй момент, это – отображение деятельности. Опять же, что значит деятельность? Анализ рассмотренных примеров и разных ситуаций показывает, что деятельность всякий раз понимается совершенно по-разному. В одном случае деятельность сразу кладется как некая онтология. Но это редко. Чаще всего – это возможность понять, как работает другой. Мы тоже говорим о деятельности, но в другом смысле.

Я, например, могу установить взаимопонимание, излагая свою точку зрения, если я отображаю свою деятельность, выкладываю ее. То есть я хочу сказать, что когда мы говорим о деятельности, то это всего лишь функция, место. Не морфология, а именно место, где мы обнаруживаем нечто общее или некоторое условие совместного мышления, и вот это мы чаще всего называем деятельностью. А дальше мы начинаем онтологизировать, превращаем эти случаи в онтологию, говоря, что есть такая настоящая реальность.

Как опыт Московского методологического кружка, так и более широко опыт рефлексивного движения в России показывает, что нужно различать, по меньшей мере, три вещи. Во-первых, контексты рефлексии, которые различаются в разных ситуациях и для разных задач.

Во-вторых, схему рефлексии, включающую в себя идею отображения деятельности в различных ее вариантах. И, наконец, в-третьих, структуру рефлексивной деятельности, которая тоже может сильно варьировать.

Анисимов О.С. (Российская академия госслужбы при Президенте РФ) По прохождении многих лет выстраивается смысловая схема, которая объединяет взлет совершенно практической рефлексивной работы в Московском методологическом кружке. Практика взаимодействия была необычайно психологически насыщенной, поскольку каждый представитель выступал ярким выразителем своей версии, своего представления о том, о чем ведется речь. И хотя общая проблематика как-то конфигурировалась, выявлялась, обозначалась на нейтральных тестах, все же сама практика рефлексивного бытия, на мой взгляд уже тогда была столь сложна с перепадами от естественных форм взаимодействия до предельно искусственных форм взаимодействия чистой мысли, что вот сам этот вот феномен коллективного бытия, о котором в какой-то степени говорил В.М.Розин в своем выступлении он создавал материальную, натуральную предпосылку рефлексивному движению.

Если взять содержания, в том числе чисто мыслительные, языковые по характеру содержания, это конечно, вся история психологии и даже философии: когда мыслитель пытался хоть как-нибудь оценить свой вклад и поставить себя в историю, он вынужден был рефлектировать. Иногда рефлексия выделялась особым блоком, и получались рефлексивно-ориентированные философы. Но как движение, которое соединяет культуру и живую практику в том среднем звене, когда культура должна была влиять на практику – научную, проектировочную образовательную практику, это явление, мне кажется, сложилось уже к концу пятидесятых годов. А затем длинный ряд трансформаций: где группирования, где размежевания, где фокусировки внимания, которые по инструментальным выражениям сохраняли саму принадлежность к рефлексивному взаимодействию в сложнейших формах. В этом поле выделялись те, кто фокусировал внимание непосредственно на рефлексии. В.А.Лефевр как раз, как мне кажется, осуществил переход от практического отношения к тому действию, которое коллективно осуществлялось: к выделению предметности рефлексии и в рамках этой предметности попыток создания “предъязыков”. Создавались и специальные модели и схемы, которые позволили бы зафиксировать и сделать специально анализируемыми эти явления.

Чтобы этот тезис как-то натурализовать, приведу схему, в которой как мне кажется, различия между отношениями, подходами к этому событию, к этому взаимодействию Г.П.Щедровицкого и Лефевра можно было бы увидеть как разные, но не противоречащие аспекты; противоречия, как мне кажется, в фокусировках. Здесь я бы согласился с тем что говорил В.М.Розин о самом характере бытия в этом взаимодействии и лидерских позициях Щедровицкого и в субъективном плане, и в объективном плане. В субъективном плане он хотел быть обязательно впереди, и эта установка действовала столь ярко, вынуждая к такому варианту самоорганизации, к такому варианту помещения своего действия и результатов действия в объективно-значимое пространство социокультурное и культурное, что без рефлексивности и без особой организации рефлексии это было бы невозможно.

Как видится мне это различие? Прежде всего, нужно ввести предваряющий изобразительный тезис, различающий “преддеятельностное” бытие с раздвоением деятельностного бытия на собственно действия и рефлексию, на рефлексивные отношения с соответствующей возможностью коррекции действия с “преддеятельностным” в этом отношении жизнедеятельностным бытием. Требовалось соответствующее помещение, при определенных условиях, особо организованной коммуникации в рефлексивную часть, в рефлексивное поле которое, особым образом организуясь, создает новое начало базового процесса, оно тоже, в свою очередь, может рефлектировать. Но при этом обнаруживаются разные позиции. Я не буду сейчас их обозначать но очень важную роль играет различие между автором понимающим критиком, который подсоединяется тогда, когда нужно, и пониманием, и противопоставлением. Критика была очень важным звеном всей этой истории, особой функцией и соответствующим местопребыванием в арбитраже.

Особо хотел бы отметить соорганизацию всех этих процедур. Щедровицкий, будучи лидером, вынужден был, для того чтобы удержать ситуацию под контролем, осуществлять собственное воздействие на нее, поскольку он совмещал организационную позицию и, как правило, критическую и арбитражную позицию. Он должен был ввести специальную рефлексию, рефлексивное обеспечение всего этого взаимодействия. Мало того, он вынужден был заниматься разработкой специальных средств для организации этой рефлексии и дальше. В связи с фокусировкой возникала возможность дифференцированных многообразных средств, в числе которых было средство, ориентированное на анализ рефлексивных процессов.

Я вижу различие, упомянутое выше, таким образом. Щедровицкий в силу занимаемой позиции вынужден был вырабатывать интегральный аппарат средств, которые обеспечивают выживаемость и его как лидера, и всего движения. А Лефевр, в большей степени в связи с необходимостью реализации своего интереса, создавал фокусированную часть рефлексии и соответствующее экспериментальное обеспечение которое объективно выступало как особая специализация средств в этом направлении. Отсюда появлялось дискуссионное противопоставление: либо когда интересы Лефевра не совпадали с интегральными интересами аппарата, либо когда Щедровицкий замечал слишком большое пристрастие к этой фокусировке и уводу всего дискуссионного процесса от магистрального движения всей дискуссии. В какой-то степени я это наблюдал.

Другая сторона этого же процесса: в Московском методологическом кружке сохранялись и поддерживались любые движения, в том числе и те, с которыми яростно сражался Щедровицкий – психологически-ориентированные, даже психологизаторские. Сквозная линия то есть форма существования самого бытия и образа бытия, который натурализировался в феноменах кружковского типа, постепенно обрастала таким количеством различений и инструментализаций, что это неизбежно должно было найти свой практический выход, и возникало просто в контакте.

И вот тогда образовался особый феномен игрового моделирования игрового оформления этих взаимодействий, от предполагаемости практики. Практика рано или поздно была бы непосредственно введена в игровое моделирование, в игровую модель. Когда в 1979 году начался игровой период, появилась и сама потенциальная возможность: все то, что касалось не просто инструментов и чего-либо отчужденного а самого способа рефлектирования передать, транслировать социокультурно в более широкие профессиональные слои. И это реально происходило в 80-е годы.

90-е годы – время интенсивного распространения особого типа социокультурного и культурного заражения рефлексивностью огромных пространств. Но вместе с тем появлялись проблемы, связанные с тем что рефлектировать хорошо, но рефлексия, которая подается неорганизованно, разрушает любую практику. То есть возникли и осознаны были как позитивные, так и негативные явления от этого рефлексивного бытия. Они в разной степени были осознаны и внешним и внутренним образом. Кроме того, далеко не всегда в самом Московском методологическом кружке осознавали отрицательные явления этого бытия и этого приложения накопленных различений.

Вот в этом состоянии происходило движение и объясняется следующая замедленнная фаза, с моей точки зрения, когда совокупные развлечения и предмодели стали вноситься в образовательный процесс, в некоторые экспериментальные приложения в тех или иных управленческих структурах. Это накопление постепенно стало требовать того, что раньше называлось конфигуратором, – какого-то объяснения, внесения ясности и упорядоченности системной организации всех этих различений. На этом фоне и оформилось специфическое движение.

В середине 90-х годов движение перешло на акмеологическую почву.

Сама идея возникла фактически на фоне высших этажей управления в Академии Госслужбы, особым образом там она и существует.

Возникла сама необходимость внесения рефлексивности, что и проделывается не только мной, но и И.Н.Семеновым и другими коллегами. Главное, четко выявилось осознание того, о чем, кстати, говорил и Лепский, – профессионал на более высоком уровне не может избежать рефлексии. И чем более высокий уровень профессионализма тем в большей степени рефлексивная составляющая предопределяет успешность эффекта, но только тогда, когда эта рефлексия организована, когда все упорядочено и достаточно собранно. То есть возникает не накопительный, а оформительский этап культурной работы. Внесение такой трехслойности в организацию управленческой деятельности – если оно было бы к тому же еще обеспечено рефлексивностью в достаточной пропорциональной мере – оказалось бы весьма продуктивным.

Но саму рефлексивность еще следует обеспечить средствами языковой культуры и соответствующей культурой мышления. И вот на этой как бы ноте осознания, которая в определенной степени сейчас является рефлективной, сейчас фактически возникает пересамоопределение организаторов всего этого процесса. То есть, фактически, то, что Лепский говорит, – этот призрак уже привносится в высшее управление. Становится общепризнанным: если не осуществится своего рода культурная революция в самой управленческой деятельности, то у нас не будет ни хороших и оптимальных стратегий, ни просто упорядоченной иерархии управленческой деятельности, а дальше и деятельности общества в целом. Как бы мы не осознавали: вот сама живая практика рефлексии с такой сложной, многопозиционной и многопредметной организацией, которая зародилась на нашей почве и шла, сохраняя ряд традиций (идущих от Фихте, Гегеля и т.д.), – вот это все привело к радикальной проблематизации самого построения всего профессионально-деятельностного процесса. Ее еще нет, но дух ее уже виден.

Мне кажется, мы подходим к этой черте.

Лучшее, что можно сделать для нашей страны, – не делать из рефлексивного движения фетиш, но иметь в виду, что рефлексивные механизмы и механизмы рефлексивной самоорганизации – это есть интегральные механизмы развития и саморазвития человека. Это можно особым образом обосновывать; из этого стянется и обоснуется все остальное – только надо это все хорошо осознать, и нужно заниматься этим осознанием.

Марача В. (Журнал “Кентавр”) В контексте сегодняшнего семинара хотел бы представить одно из направлений школы Г.П.Щедровицкого, которое условно можно назвать “методология общественных изменений”. Жестко структурированной школы нет, скорее есть ряд отдельных исследователей – С.Попов, В.Розин и еще ряд других, которые движутся достаточно автономно, но при этом сверяют свои точки зрения, поэтому можно условно говорить о некоем отдельном направлении.

Момент интереса к рефлексии первоначально был связан с эпистимологической проблематикой. Дело в том, что если смотреть на проблему общественных изменений как на проблему социальной инженерии, то, понятно, хочется строить действия по общественным изменениям на базе каких-то знаний о том объекте, о той области, на которую пытаешься оказать воздействие. Вот как раз с этими самыми знаниями и возникает ряд проблем, поскольку наиболее отработанный в европейской культуре естественно-научный тип знания применительно к обществу не срабатывает в связи с тем, что начинаются рефлексивные парадоксы.

Социальный объект “играет” с исследователем, начинает сам вырабатывать знания о себе, конкурировать с знаниями исследователя и т.д.

Я хотел отметить специфику интеллектуальной ситуации, в которой знания о рефлексивных процессах или рефлексивно-аналитическая позиция нужны и востребованы практикой общественных изменений.

Предположим, что есть субъекты некоторого общества, они связанны между собой, вступают в определенные отношения, образуется и поле отношений между ними. Эти субъекты гражданского общества представляют собой то, что мы называем рефлексивное общественное образование. То есть они осознают себя, осознают собственные отношения, и поскольку общество – это саморегулирующаяся система, то они в том числе вырабатывают и некоторые нормы, которые по отношению к этому полю выступают в функции правил поведения и разрешения конфликтов и т.д.

На другом полюсе мы рисуем совершенно другого субъекта, которого назовем агентом социальных изменений. Этот агент в сложившуюся ситуацию пытается ввести некую другую норму, которая регулирует отношения субъектов гражданского общества иначе, пытается их заставить действовать по-другому.

В обществе стратегия такого прямого руководства совершенно бесперспективна, а нормальная общая стратегия применительно к гражданскому обществу – это внесение неких новых правил поведения с сохранением у этих субъектов свободы воли. Это совершенно нормальная, парламентская стратегия.

Ситуация заключается в том, что мы как бы имеем конкуренцию двух норм поведения, одну из которых можно поименовать нормой естественной, а другую нормой искусственной. Тем самым для агента социальных изменений, который не тупо действует, применив законы и думая, что так и будет, а для агента социальных изменений, который наблюдает, что происходит, цель состоит в том, чтобы добиться некоторого максимального сближения естественно признаваемой нормы и нормы, привносимой искусственно. То есть он свою искусственно привносимую норму сделал легитимной и добился “стяжки”. Это на языке политологии и права именуется легитимизацией. Если перейти к терминологии конфликтующих структур В.Лефевра, то это значит построить устойчивое рефлексивное состояние. А социологическая терминология в плане О.И.Генисаретского такие устойчивые состояния именует “институтами”. Для того чтобы это сделать, агент социальных изменений как раз и нуждается в том, о чем я в самом начале заявил: в “рефлексивно-аналитической позиции”. Эта позиция “понимает” во-первых, рефлексивные процессы, во-вторых, “фиксирует” расхождение между естественными и искусственными нормами, в-третьих “воспринимает” действия агента социальных изменений.

В качестве примера подобной ситуации, когда агент социальных изменений и рефлексивно-аналитическая позиция взаимодействуют можно назвать суды, причем эту роль может выполнять следствие. Рассмотрим ситуацию суда над полковником Будановым.

Объективно, какое бы действие суд не предпринял, это будет действие, вносящее социальное изменение. Виновата ситуация военных действий, когда сложились некоторые нормы поведения, принципиально отличающиеся от норм закона. И тут приходит некоторый субъект и пытается разрешить ситуацию по нормам уголовного права, которые сформировались в совершенно другом контексте, или апеллируя к более чем амбивалентным “правам человека”. В итоге усугубляется неопределенность.

Второй случай – это парламенты, когда парламентарии пытаются привнести некоторую новую норму. Рефлексивно-аналитическую функцию выполняет в том числе журналистика и целый ряд влияющих структур.

Это, видимо, наиболее широкий вариант данной системы, мы будем именовать политико-правовым пространством: верхняя рефлексивно управляющая система становится сопоставимой с управляемой системой. Только в этот момент есть шансы добиться успеха, поскольку система становится соразмерной.

Здесь поле для возможных разработок, оно может интересовать такие дисциплины, как право, политологию, государствоведение, экономику и целый ряд областей.

Реут Д.В. (Холдинг “Креон”) Рефлексивные процессы могут существенно влиять на устойчивость функционирования сложных субъектов хозяйственной деятельности. В начале 90-х годов возникла и стала быстро расти система бирж “Алиса”. Она имела отделения в десятках городов, в том числе, два – в Америке. На некотором этапе ее развития отделениям потребовалась большая финансовая самостоятельность. При этом у руководства каждого отделения зародились предположения, что “соседи” хотят еще большей самостоятельности от центра и, видимо, имеют к тому основания. Лавинообразное нарастание описанных рефлексивных процессов вылилось в центробежные тенденции, буквально разорвавшие систему бирж. Интересно, что даже когда эти процессы были поняты руководством “Алисы”, остановить их оказалось невозможно.

Распространение Интернета обострило проблему устойчивости. Мобильность каждого из включенных в сеть субъектов хозяйственной деятельности дестабилизирует ситуацию. Такова динамичная сеть. Ее альтернатива – стабильная сеть с жестко закрепленными компонентами быстро вырождается в вертикально интегрированную функциональную систему. Сеть типа внутренний рынок обречена балансировать на грани экономически необоснованного протекционизма и полного растворения в окружающей среде.

Итак, создание устойчивого субъекта хозяйственной деятельности, организованного сетевым образом и способного варьировать параметры связи своих компонентов в целях максимизации сетевых преимуществ, является проблемой.

Представляется, что сохранение устойчивости сетевой организации может быть достигнуто избирательным подавлением “центробежных” рефлексивных процессов на уровне Совета директоров. В качестве адекватного проблеме эмпирического решения предлагается введение нескольких механизмов взаимодействия, составляющих систему хозяйственных субъектов по разным основаниям.

На этих принципах был создан сетевой креативный холдинг нового типа. Он включает произвольное число относительно самостоятельных фирм (лиц), состоящих между собой в экономических договорных отношениях и разделяющих некоторую общую идеологию (например эволюционную идеологию креативного развития). Договоры между участниками холдинга заключены сроком на пять лет. Ежегодно в договоры могут вноситься коррективы по обоюдному согласию сторон.

Деятельность организации отражается Интернет-порталом. Общее управление осуществляется Советом директоров, состоящим их руководителей фирм, входящих в холдинг и ответственных каждый за свое направление хозяйственной деятельности (и соответствующий “предметный” шлюз портала). Ротация носителей внешних функций относительно внутренних функций организации позволяет избежать наиболее распространенной угрозы эффективности стабильной сети – требования полной утилизации ее ресурсов в интересах центра. Прием новых членов может быть осуществлен только единогласно, в чем прослеживаются элементы соборности. Будущий возможный состав Совета по общей договоренности ограничен тринадцатью членами.

По достижении этого числа членов организационная форма холдинга может быть пересмотрена.

Второй (и, может быть, главной) функцией Совета директоров является управление креативностью, которое осуществляется путем накопительного рейтингового голосования по еженедельным результатам работы каждой из входящих фирм (или каждого из участников если участниками являются физические лица). Этот механизм можно трактовать как внутренний рынок, на котором еженедельная креативность участников “оплачивается” исходя из фиксированной суммы условной “креативной валюты”, находящейся в коллективной собственности участников.

Сравнивая приведенные описания сложных субъектов хозяйственной деятельности, можно видеть, что во втором их них приняты меры по сужению пространства возможных неконтролируемых рефлексивных построений каждого из составляющих субъектов.

Символические операции с “креативной валютой” создают условия открытого внеэкономического выражения взаимных претензий и одобрения. По поводу того, что публично и несомненно, человек менее склонен рефлектировать.

Интерактивность открывает возможность для действия, альтернативного рефлексии.

Максимов В.И. (Институт проблем управления РАН) Наше направление исследований и разработок можно условно назвать “когнитивно-рефлексивная технология моделирования и управления”. Рефлексивная составляющая играет важную роль в этих исследованиях. Учет рефлексивных процессов организуется через использование представлений фактически виртуальной реальности субъектов о той реальности, которую мы моделируем. При построении такого рода моделей рефлексии разной степени вложенности – как индивидуальная, так и коллективная – пересекаются; приходится сталкиваться с совершенно новыми задачами, требующими новых методологических подходов.

Важнейшим исходным положением построения данного класса моделей является тезис, что прошлый опыт в будущем малорезультативен.

Надо учиться прогнозировать быстро меняющееся будущее. С помощью специальных процедур на основе субъективных представлений участников процесса принятия решений мы строим когнитивную карту представляющую собой знаковый или взвешенный граф, где описаны взаимодействия факторов разной природы. Дуги – это влияния этих факторов друг на друга. В эту модель вводится дискретное время, и события начинают разворачиваться. То есть, в конце концов, мы видим как идет процесс в созданной нами реальности, где отобраны самые значимые факторы. Фактически мы получаем субъективную модель.

Причем важно отметить, что построенные модели позволяют также решать “обратную задачу”. То есть мы даем, как многие американские модели, ответ на вопрос “Что будет – если…?”, но не только потому что в таких реальных сложных объектах, как регион, город и т.п., что ни сделай, обязательно что-нибудь будет происходить. Но все будет не так, как нам хочется, и мы все время будем “ходить” по какой-то области, даже не приближаясь к цели. При решении обратной задачи мы даем ответ на вопрос “Что сделать, чтобы…?”, и определяется какие воздействия необходимо подать на вход для достижения желаемой цели. Мы их подаем и грубо попадаем в нужную нам область.

Потом подаваемые воздействия можем уточнять как угодно. Эти модели применяются для прогнозирования развития регионов, различных объектов геополитической среды, а также для решения ряда других прикладных задач.

Капустян В.М. (НИИ Информационных технологий) В монографии “Конфликтующие структуры” есть понятие “система, нарисованная на другой системе”. Это важнейший результат, который стоит развить. До В.Лефевра многоэтажными символиками занимались многие исследователи, но к сожалению, их работы сегодня не находят должного внимания. В частности, подобные идеи высказывал Авенариус в работе “Критика чистого опыта”. Простая двухуровневая символика предложена Пирсом. Простая двухуровневая психология и двухуровневая рефлексия создана Вацлавиком. Надо серьезно браться за то, что сделал В.Лефевр, а то получается так: плодородный слой, в который он бросил свои зерна, увеличивается, а зерна не прорастают. Нужны прикладные разработки.

Зенкин А.А. (Вычислительный центр РАН) Остановлюсь на рассмотрении проблем визуальной поддержки рефлексивных процессов лиц, принимающих решения (ЛПР). Перед лицом, принимающим решение, есть проблема, которую нужно решить. Есть эксперты, на основании мнений которых ЛПР формулирует решение. Есть специализированная система визуального анализа данных, которая позволяет визуализировать суть проблемы. В.Лефевр (ранние работы начала 70-х годов, касающиеся психографии) визуализировал суть проблемы с помощью алгебры своих графических субъектов, он стал изобретателем, если так можно сказать, когнитивной реальности, впервые использовал визуализацию как средство отображения семантики предметной функции. Если визуализирована суть проблемы, то ЛПР становится активным участником.

Причем, если визуализация выполнена на соответствующем уровне то уровень компетентности ЛПР поднимается до уровня эксперта. И самое замечательное то, что эксперты в этой ситуации ведут себя совсем не так, как раньше – при предъявлении письменных изложений своих точек зрения и даже при обсуждении за круглыми столами. Перед картинкой, которая визуализирует проблему, причем если она еще динамически отражает мнения конкретных специалистов, они – совсем другие люди, которые выходят на совершенно другие решения. Говорю об этом на основании личного опыта, накопленного при разработке и использовании систем визуальной поддержки деятельности математиков-исследователей.

Важно отметить, что на протяжении последних 300 лет наука стала настолько абстрактной, что она совершенно оторвалась от живого созерцания и сузила возможности ее постигать, как она того заслуживает. И, самое печальное, она оторвалась от морали. Академик Арнольд говорит о катастрофической ситуации именно благодаря тому, что наука стала слишком совершенной в том смысле, что она стала слишком абстрактной. Именно визуальная поддержка исследователей позволит динамично разворачивать вектор развития от абстрактного мышления к живому созерцанию и обратно.

Задорожнюк И.Е. (“Психологический журнал”) Касаясь социокультурного контекста обсуждаемых вопросов о выдвижении рефлексивной проблематики на передний план, хочу отметить: обсуждение идет в русле того, что можно назвать французским термином “кларизм” (ясность, проясненность).

Действительно, сегодня как никогда нужен своеобразный “рентген” рефлексии. Аспект “ясности” обсуждается во многих науках, в частности в Институте философии РАН обсуждалась проблема точности психологических понятий (А.В.Брушлинский). Проходит очарование фрейдизмом и даже неофрейдизмом – рефлексивные процессы трудно строить на “зыбучих песках” бессознательного. Усиливается внимание к “аналитизму” в философии (работы А.Ф.Грязнова), все большей популярностью пользуется аналитическая философия, английские традиции, где проясняются слова, где больше ясности, чем затемнения присущего “сумрачному германскому гению”.

Экономическая теория сейчас также строится на новых основаниях: вы знаете, что прекращаются эти шаманские “камлания” о саморегулирующей роли рынка, которая все охватывает и все объясняет. То же самое можно сказать о политической деятельности, уже не считается что “черный PR” решает все. Им задается темнота неосмысленной (квази) неопределенности, от которой можно ждать чего угодно. Важно и то, что сейчас нет такого шумного “камлания” вокруг чистой цифири вокруг моделей оптимизирующих, которые все решают. Это тоже идет в русле кларизма.

Есть основание поддерживать рефлексивное движение, которое характеризуется должной прозрачностью понятий.

Григорьев Э.П. (Российская академия госслужбы при Президенте РФ) обобщил результаты своих исследований и разработок систем поддержки рефлексивного синтеза альтернатив в метрике “золотого сечения”.

Степанов А.М. (Институт мета-аналитических исследований) рассмотрел возможности использования гомеостатики для моделирования реактивных и рефлексивных статусов человеческой психики.

Беляев И.П. (НИИ Информационных технологий) отметил значение работ В.Лефевра в междисциплинарном аспекте, как фундамента для интеграции разнородных знаний.

Лепский В.Е. (Институт психологии РАН), подводя итог круглому столу подчеркнул, что сегодня мыслящий человек обнаруживает возможность значимость и неизбежность рефлексии, дистанцируясь, если вспомнить слова Достоевского, от “чуда, тайны , авторитета”, хотя и не отвергая их онтологического статуса. Фактически рефлексивные процессы и строящееся на них управление – остро востребованный продукт на современном этапе социокультурного развития, в первую очередь – России.

Понять мысли и чувства другого – значит упростить (в высоком смысле) его и свою жизнь, причем это касается субъекта любой степени общности: от индивида до общества в целом, особенно группового субъекта, ответственного за принятие решений. Этим и обуславливается глубокий интерес к рефлексивным процессам, значимые следы которого – проведение конференций, круглых столов, выпуск журнала многие другие инициативы в данном направлении.

На страницу "Библиотека"