"Элиты как стратегические субъекты российского развития"
(Информация для организации работы секции)

В рамках Четвертой международной конференции
"Россия: Приоритеты выборов и выбор приоритетов"
(20-21 ноября 2003, ИНИОН РАН)

    Цель конференции - консолидация интеллектуальных ресурсов на основе базовых общероссийских ценностей в целях содействия динамичному социально-экономическому развитию России и реализации национальных интересов в изменяющемся мире.

    Цель секции - анализ позиционирования субъектов российского развития, определение места, задач и состояния российских элит, выработка базовых требований к элитам претендующих на роль стратегических субъектов российского развития, обсуждение возможных форм и технологий соорганизации российских элит.

    Ведущие заседание секции: Аршинов В.И. (д.ф.н.), Лепский В.Е. (д.психол.н.), Толстых В.И. (д.ф.н.)

    Сегодня Россия стоит перед необходимостью преодолеть тяжелый комплексный кризис, глубоко проникший в политическую, экономическую, социальную и духовную жизнь страны. Это объективная реальность, с которой придется считаться каждой политической организации, любому политическому деятелю, претендующим на роль руководителя общенационального масштаба.
    Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем первом Послании Федеральному собранию (июнь 2000 г.) отметил: "Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели… Главное понять, в какую Россию мы верим и какой хотим мы эту Россию видеть". Со времени постановки этой задачи прошло около трех лет, однако, в происходящих и в настоящее время изменениях тактические задачи и цели явно доминируют над стратегическими.
    Поэтому сегодня на передний план выходит самый трудный и драматический вопрос - о субъектах исторического действия, готовых взять на себя бремя и ответственность за осуществление намечаемых целей и задач. Имеется в виду наличие и реальное состояние тех общественных и политических субъектов (или претендентов на статус таковых), которые выражают не только желание, но и обладают волей, чтобы осуществить проект на практике.
    Трудность этого вопроса связана с тем, что общество и страна давно уже поражены болезнью бессубъектности, поразившей в той или иной степени всех основных участников реформационного процесса (государство, слои или классы, общественные и политические сообщества, институты). Главные симптомы этой болезни: блокировка рефлексии, неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться, отсутствие смелых, хорошо обдуманных "прорывных" идей и готовности, умело взаимодействуя с другими субъектами, их реализовать. Эти симптомы "грубо и зримо" проглядывают в образе мышления и действий всех основных субъектов современной России, в том числе и власти, что достаточно точно фиксируется аналитиками.
    Уже исследованы и обозначены механизмы появления этой болезни и разрушения государственности. Это - внешний перехват инициатив в реформировании отечественной экономики путем некритического использования западных моделей (неадекватных российским условиям), затягивания страны в кредитную зависимость, доминанты сырьевой ориентации; создание режима благоприятствования для бурного роста коррупции в системе государственного управления, проникновение в него финансово-промышленных группировок и криминальных структур; ангажирование отельных лидеров российской системы управления и их использование для управления страной "извне"; навязывание либерального императива "невмешательства" государства в социальное строительство в качестве гаранта неотвратимости подлинно демократических преобразований, и другие. Приходится констатировать, что после развала КПСС, соответственно, разрушения, пусть не самых эффективных, но работающих механизмов принятия и реализации государственных задач и решений, новых действенных механизмов управления страной, многосложного общественного хозяйства создано не было.
    Бессубъектность многолика и по-своему отражается на деятельности всех акторов процесса российской трансформации. Ее преодоление возможно в том случае, если будут происходить серьезные сдвиги в самосознании социальных групп, в формах и степени их самоорганизации, если изменится моральный климат в стране и будут созданы благоприятные условия для становления развитого гражданского общества.
    Особая ответственность падает на интеллектуалов, которые проиграли в прошлом и явно проигрывают сегодня государственной бюрократии в состязании за умы граждан.
    Определенный оптимизм поддерживают результаты социологических исследований, фиксирующие преобладание у населения "модернистских" настроений. Огромный динамический потенциал и прорывная сила не осознаны, не признаны, не востребованы. Новые отвечающие на вызов времени умонастроения не оформлены, не структурированы, не проговорены внятно, не нашли для себя подходящего языка. Все это, конечно, дело элиты. Ее задача - выстраивать стратегические ориентиры и кристаллизовать то, что распылено в воздухе; это и цеховая задача ее самосохранения.
    К сожалению, российские элиты сами находятся в атрофированном состоянии, страдают низкой общественно-политической культурой. Все более актуальной становится задача формирования и консолидации новой элиты, ядро которой могут составить представители российских элит, не оторвавшиеся от страны и народа, не утратившие своей государственной, гражданской, культурной и этнической идентичности. В основном это представители научных, культурных и политических сообществ, малого и среднего бизнеса, военных. Именно они призваны формировать идеологию новой России и формировать ориентиры российского развития с учетом лучших традиций прошлого и образов будущего. Эта "роевая" интеллектуальная работа уже идет, она находит своих энтузиастов и тоже нуждается в самоорганизации.

    Рекомендуем предварительно ознакомиться:
    1. Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. О стратегических ориентирах развития России: что делать и куда идти // Рефлексивные процессы и управление. Том 3. N1. 2003. С.5-27. (www.reflexion.ru)
    2. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. Том 2. №1. 2002. С.5-23. (www.reflexion.ru)
    3. О стратегии российского развития /Отв. ред. В.И.Толстых. -М.: Русский путь. 2003. -392с.

    В.Е.Лепский
    доктор психологических наук,
    Фонд содействия становлению гражданского общества и социального государства "Стратегия развития"
    lepsky@online.ru

На страницу КОНФЕРЕНЦИИ